Ответы на вопросы второй мастерской 2021

На этой странице мы собрали ответы ведущих на вопросы, на которые они не успели ответить во время их сессий, и добавили полезные ссылки


Ответы на некоторые из вопросов появятся в ближайшее время!

День 1
Сессия 1. Практические примеры работы с учебником РКИ "Полёт"
Полина Гельфрейх
Поделитесь примерами и правилами разных игр
  • Судоку (sudoku) – популярная головоломка. Правила судоку достаточно просты: Игровое поле состоит из квадрата, обычно размером 9x9, но может варьироваться. Цель игры - заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3x3 каждая цифра встречалась бы только один раз. В нашем случае клетки заполнены буквами русского алфавита.

  • Игра Что я пью?/напитки от Алены Грин со стаканчиком и палочками с надписями https://youtu.be/NBXHHQ8QCTc

  • Тише едешь, дальше будешь!
правила https://www.doshkolka.rybakovfond.ru/tishe_ed

  • Света Зайцева:
Для запоминания новых слов я делаю карточки с рисунками, на одной карточке 3 рисунка. Например: яблоко, груша, ананас на обороте пишу 1 слово, например: яблоко. Карточки раскладываются на столе рисунком вверх. Ребёнок берет себе одну карточку и потом вторую сверху из тех рисунков, которые уже взял. Победит тот, кто первым соберёт больше карточек, когда слова запомнили, можно карточки перевернуть вверх словом и искать рисунок с этим словом.
Сессия 2. Грамматика на уроке РКИ: как карта Парижа поможет освоить категорию вида, игральный кубик автоматизирует навык спряжения глаголов, а цветной принтер сделает понятным самый трудный текст
Дарья Дорожкова
Шаблон игры-ходилки, которую Дарья показывала на мастерской
Шаблон можно скачать здесь: скачать файл
Сайт для создания игры-ходилки в формате онлайн
Адрес сайта: https://www.flippity.net
Сессия 3. Первые материалы для чтения РКИ - что выбрать
Олеся Кнышук Апер
Во время мастерской многие добавляли свои варианты книг по первому чтению, поэтому решили сделать общую таблицу.
Таблицу можно скачать здесь: скачать файл.
Если у вас есть дополнения - пишите нам, мы добавим!
Сессия 4. Метод TPR на уроках РКИ
Екатерина Климченко
Можно поподробнее о структуре урока по методу TPR?
Урок полностью методом TPR-- в чем-то похож на метод погружения (т.е. много новых лексических единиц в единицу времени): звучащий язык и действия, нет говорения. Преподаватель показывает и произносит-называет фразы и слова -- ученики повторяют движения и действия; сначала только движения и действия, позже (через несколько десятков часов) -- слова и фразы.
Метод подходит для групповых занятий, но не для больших “потоков”: для повторения движений требуется некоторое пространство. И трудно оценить степень усвоения материала. Средние группы можно разбивать: одна подгруппа повторяет за педагогом, вторая -- наблюдает и записывает (составляет списки, выделяет нужное в рабочем листе и т.п.).
Сейчас в преподавании разделяют TPR-метод (весь урок полностью) и TPR-подход -- когда в обычный урок вставляются элементы TPR.
Это может быть:
п.1. --> 12-15 минутная вставка (то, о чем я говорила на вебинаре: проверка усвоения+новые слова);
п.2 --> педагог использует TPR по ходу урока уточняя задания и для напоминания какой-то лексики (3-4 минутные TPR-разминки).
п.3 --> в урок включаются упражнения и игры по методу TPR: покажи-подними, эстафеты, игры на узнавание/выбор+показ, повторяки (типа “море волнуется” и “Simon Says”)
Еще иногда подходом-TPR называют стиль ведения урока, когда преподаватель дополняет объяснение слов яркими жестами, добиваясь от начинающих учеников понимания заданий, от учащихся выполнение действий и жестов обычно не требуется.
Структуру п.1 (начальной вставки) описана в презентации.

Урок полностью может состоять из
1) (4 мин.) повтора/введения “организационной” лексики урока (что будем делать на уроке, какие задания выполнять);
2) (15 мин.) базовая вставка: проверяем учебную лексику предыдущих уроков + ввод новых слов;
3) (6-9 мин.) работы в рабочих листах: запись слов и конструкций, соотнесение звучащих слов с картинками;
4) (по 6-9 мин. каждая) двух-трех игр (несколько игр для дошкольников и школьников начальных классов описаны в выступлении Анны Бендаржевской на первой “Мастерской РКИ-2020”);
5) (по 6-9 мин. каждое) игровых упражнений (работа фронтально или в подгруппах);
6) (4 мин.) повторение лексики урока;
7) (2-3 мин.) объяснение домашнего задания.
Можно примеры еще пары игр?
Несколько игр для дошкольников и школьников начальных классов описаны в выступлении Анны Бендаржевской на первой “Мастерской РКИ-2020”.

Еще можно играть в
-- “Семен сказал”/“Семен говорит”. Единственное правило -- команды, которые надо повторять игрокам, должны начинаться со слов ведущего “Семен сказал”. Действия без этого зачина считаются ошибочными.

-- Если группа не очень большая, то традиционные “музыкальные стулья” (по кругу), но не со стульями, на которые надо сесть, а с карточками, которые надо ухватить). Участники по очереди показывают те действие, которое на их карточке. А для выбывших из круга участников можно заготовить карточки с набором картинок на те слова, которые используются в игре. И каждый выбывший игрок на каждый следующий тур составляет список (нумерует картинки) в том порядке, в котором участники показывали действия.

-- “Море волнуется”. Вместо обычного названия фигуры даются два действия, которые сначала два-три раза демонстрируются ведущим (например, “...фигура читай-пиши” или “.. фигура пой-танцуй”), а потом ведущий отворачивается, продолжая называть загаданные “фигуры”, но чуть быстрее. На слове “замри” ведущий поворачивается и обходит играющих.
Далее варианты.
1) Если группа еще не говорит, то ведущий называет имена игроков и кто из них что делает.
1а)Если группа постарше и уже говорит, то возможны диалоги типа: “Миша, ты читаешь?” -- “Да, я читают и пишу…” (игрок “отмирает” и демонстрирует второе действие). Или: “Миша, ты читаешь?” -- “Нет, я не читают, я пишу”... и т.п.
2) Выбирается “наблюдающий” (или несколько наблюдающих, можно разбить класс на две группы). Наблюдающий/ие встает/ют за спиной водящего и отворачивается/ются. Водящий после речевки не произносит слова вслух, а показывает играющим карточки с написанными словами. Играющие читают их и тренируют действия. Потом, по команде “замри” все замирают в позе действия. Наблюдающие поворачиваются к игрокам, рассматривают статичные фигуры и пытаются угадать по ним те действия, которые были загаданы. Если им это не удается, то они “включают” кого-то из игроков, и тот 2-3 раза демонстрирует действие. Если не угадали, то “включают” другого, и т.д.
Как переключиться с другого метода на TPR?
Полностью переключиться, наверное, не получится.
А начать добавлять tpr в урок можно, например, по следующему алгоритму.
а) Начать с пояснения показом отдельных заданий. Например, где надо что-то зачеркнуть, соединить, послушать.
1-называете и показываете, что надо сделать,
2- просите повторить за вами это движение,
3-просите показать вам движением, что они должны будут сделать.
б) Далее, через повторительные разминки: предлагаете ученикам повторить и припомнить вместе с вами уже известные им слова и условленные изобразительные действия. А потом в какой-то момент (ближе к концу разминки) начните добавлять туда по одому новые слова, выводя таким образом на
в) Через несколько уроков, можно просто начать использовать показ при объяснении новых слов (если думаете, что можете испугать студента, лучше придумать какую-то рамку, например, обозначить как “эксперимент” по распознаванию слов, соотнесению картинок и очередности предъявления и т.п.).

День 2
Сессия 3. Как два подростка изменили мой стиль преподавания (о методе сторителлинга)
Виктория Максимова
Расскажите, пожалуйста, о структуре урока, как к нему готовиться. С чего начинается работа на уроке? Как урок завершить?
Говорить о структуре урока - это немного неточная формулировка. Сторителлеры говорят о 3 этапах:
1. Заранее объяснить значение новых/ключевых слов в истории;
2. Рассказать историю;
3. Читать и писать по мотивам истории.

Работа с одной историей может (и должна!) растягиваться минимум на 3 урока. Если надо, то и больше. Поэтому в зависимости от того, на каком вы этапе, структура урока может быть разной.
Знакомство с нужными словами будущей истории может занимать 10-20 минут, а может больше, все зависит от сложности истории и уровня готовности класса. В остальное время вы можете идти по плану вашей основной работы.
Рассказывание истории - тоже. Иногда это 15-20 минут, иногда 30 минут или больше. Зависит еще и от того, как часто вы перемежаете историю циклическими вопросами по ходу истории или насколько подробно задерживаетесь на деталях. Если историю рассказывает учитель, получается обычно короче. Если в сочинении истории участвуют ученики, то этап рассказывания обычно растягивается. Иногда учитель даже задает дома самостоятельно продумать концовку, чтобы на следующем уроке обсудить варианты и выбрать лучший.
Чтению и письменной работе (чтение точного текста истории или ее вариаций) лучше посвятить отдельный урок, так как это менее динамичная и более вдумчивая часть работы. Тут есть и место для того, чтобы обратить внимание на грамматические аспекты, и на исправление ошибок, на сознательное освоение грамматики.
Структура урока будет зависеть также от того, занимаетесь ли вы только сторителлингом или должны также идти по учебнику или другому пособию.

Подробнее о 3 этапах сторителлинга (читайте по ссылке)
Памятка “3 этапа сторителлинга”
О переходе на другой язык во время занятия. Как помогает родной язык в освоении русского? Можно ли работать совсем без языка-посредника?
Я не боюсь переходить на родной или язык-посредник (у меня итальянский и английский), и в принципе правила метода TPRS это допускают, если есть риск, что ученик тебя поймет неправильно (напр., вы показываете картинку бегущего человека - это можно истолковать как бежать, бег, скорость, торопиться… Дать точный перевод, где это необходимо, позволяет сэкономить и время и избежать недопонимания, особенно когда речь идет об абстрактных понятиях, напр., тишина, счастье и пр.).
У меня нет личного опыта работы без языка-посредника, поэтому не могу сказать, можно ли обойтись без него.
А, нет, сейчас припоминаю, что когда-то давно в течение 3 месяцев я учила основам русского языка группу вьетнамских женщин, они в далеком 1989 году приезжали в Новосибирск работать на ткацкой фабрике. Я, конечно, очень боялась, ведь наши языки такие разные. Но я заранее съездила в научную библиотеку, нашла там тоненький самоучитель вьетнамского языка. Нет, сама я не говорила по-вьетнамски, но по самоучителю научилась писать на доске простейшие фразы типа: Это… Это не, а …. Повторяйте за мной… Пишите… Как это называется? и пр. Так и работала. В принципе, работа шла бодро. В первый месяц много писала команды на доске, потом девушки научились понимать русский со слуха.
Нет ли опасности, что человек начнет говорить с ошибками, а потом придется его переучивать?
Весь мой опыт говорит, что при методе сторителлинга эта опасность не выше, чем при работе по любому другому методу. У многих складывается ложное впечатление, что преподаватели-сторителлеры никогда не исправляют ошибки и не обращают внимания на грамматику. Это не так. Сторителлеры не будут никогда исправлять и перебивать ученика на УСТНОЙ части урока, когда он говорит. Но существуют и другие части урока, во время которых у учителя есть возможность задержаться на грамматических моментах - это чтение (текста истории или ее вариаций) и письменная часть.
Как решается проблема с дисциплиной на уроке?

В основном не сталкиваюсь с этой проблемой, так как работаю со взрослыми. Из опыта работы с подростками: надо заранее сказать им о правилах работы и требовать их неукоснительного соблюдения. Не пропускать ни одного случая, когда правило нарушается. Остановиться и еще раз мягко напомнить о правилах.

Обучение по методу сторителлинга отличается от традиционно принятого в школе, а ученики, особенно дети и подростки, склонны вести себя на новых уроках так, как привыкли всегда. Просто по инерции, потому что они так привыкли. И зачастую учитель не видит отдачи от сторителлинга не потому, что ученики ему попались плохие, а просто потому, что ученикам заранее не объяснили новые правила игры.

В своей презентации я хотела остановиться на этих правилах, но увлеклась и мое время истекло, увы. Во время мастерской я хотела поговорить о таких правилах:

1. СЛУШАЙ С ЖЕЛАНИЕМ ПОНЯТЬ (т.е. участвуй активно)

2. ОДИН ГОВОРИТ - ОСТАЛЬНЫЕ МОЛЧА СЛУШАЮТ (т. е. помогаем своим товарищам по классу; ответ товарища помогает проверить себя; категорически запрещаются насмешливые/обидные комментарии от товарищей по классу)

3. УЧАСТВУЙ В ОБЩЕЙ РАБОТЕ (вноси свой посильный вклад, отвечай или делай предположения, даже если ты не уверен)

4. ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ ЧТО-ТО - ТУТ ЖЕ СКАЖИ (для учителя важно, чтобы ученики не теряли нить сюжета)

5. СДЕЛАЙ СВОЮ ПОЛОВИНУ РАБОТЫ (успех урока на 50% зависит от учителя и на 50% - от ученика)

6. НИЧЕГО НА СТОЛЕ, ЕСЛИ НЕ СКАЗАНО ИНОГО (при устной работе ничего не должно отвлекать от истории)

7. НЕ ЗАХОДИ НА УРОК В ЗУМе ЧЕРЕЗ ТЕЛЕФОН (из за ограниченных опций телефонной версии. Это же надо сказать в первую очередь родителям)

8. Ученикам-актерам: ПОКАЗЫВАЙТЕ ТОЛЬКО В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ГОВОРИТ УЧИТЕЛЬ

Подробнее читайте на сайте “Сторителлинг в РКИ”

У каждого преподавателя обычно есть свой набор правил. Они всегда будут зависеть от конкретного класса и ситуации.
Один практический совет: никогда не вводите все правила сразу. Вводите их по одному, по мере появления проблемы.
Совмещаете ли вы сторителлинг с другими методами работы?
Да, совмещаю. Если группа или индивидуал предпочитает параллельно работать с учебником, идем по учебнику. В таком случае стараюсь выбирать историю, в которой повторяется та же лексика и грамматика.
Как именно использовать в работе BirdBox Studio?
Я скачиваю с канала Birdbox Studio понравившийся мне ролик и далее:
а) могу сама сочинить по нему историю. И тогда в классе показываю мультик и сопровождаю его своим рассказом, периодически, в нужных местах, останавливая фильм и комментируя его. Проверяю понимание циклическими вопросами по ходу рассказа. И это классический storytelling.

б) начинаю смотреть видео с учениками и задают им вопросы (где всё происходит? Кто этот персонаж? Давайте назовем его, так будет удобнее разговаривать о нем. Сколько ему лет, на ваш взгляд? и проч. биографические вещи. Что делает сейчас? Где он находится? Почему он делает это? Зачем ему это нужно… Так мы практически сочиняем вместе историю и дополняем ее деталями. Этот вид работы называется story-asking, когда историю придумывают ученики, а я помогаю им наводящими вопросами.

Какой бы метод ни выбрала, я никогда не даю просматривать весь мультик полностью от начала до конца без остановки, а периодически в нужных местах останавливаю видео (обычно я вклеиваю скачанное видео в слайд в PowerPoint.). Еще удобно разрезать видео на несколько логических частей (например, на 3 части). Каждая часть будет вклеена на своем слайде. А между ними - несколько слайдов со скриншотами из этой части (делаю их заранее). Это позволяет просмотреть полностью одну часть, а потом задержаться на скриншотах и обсудить детали.

Подробнее о работе с фильмом читайте здесь

А еще, если можно собрать в одном месте информацию или ссылки на книги и сайты, которые вы упоминали во время презентации (Ben Slavic, Яков Перельман, Bird-Box Studio и тд)

Даю ссылки:
- сайт Бена Слевика, где можно купить его книгу “The Big CI Book”
- книга Якова Перельмана “Загадки, фокусы и развлечения"
- канал с короткими анимационными фильмами Birdbox Studio
- Скачиваю видео с Ютуба - использую сайт Savefrom (есть и другие сайты, конечно, с таким сервисом)
- простейшую обработку скачанного на комп видео (разрезать на части, сделать скриншоты, добавить промежуточные заготовки и проч.) делаю прямо в Windows: в его стандартный пакет входит простенькая программа Editor Video, ее вполне достаточно; у меня установлены и другие программы, платные, но это когда ресурсов Editor Video уже не хватает;
- когда рассказываю историю, потом всегда посылаю ученикам аудио рассказа, чтобы слушали дома еще раз. Записываю себя прямо в Зуме. Как вариант есть бесплатная программа Audacity, ее легко найти в сети. В ней же можно делать обработку аудиодорожки (отрезать часть аудиофайла, добавить новый файл к старому, наложить свой голос, создать звуковые эффекты). Это очень известная и широко популярная программа, ей посвящена даже отдельная статья в Википедии;
- во время презентации я упоминала книгу с простейшими рисунками для преподавателей “1000 pictures for teacher to copy”, автор Andrew Wright. Легко находится в сети.
- мой сайт “Сторителлинг в РКИ
Спасибо за вопросы :-)
День 3

Сессия 1. Как создавать материалы в рамках предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL)
Анна Савиных
Хотелось бы уточнить принципиальные отличия от интегрированных уроков в 80 е годы в советских школах, где объединяли уроки, например, математика-природоведение и тд.
Ответ
А где можно обучиться клил?
Ответ
Нужен ли clil, если ребенок очень хорошо говорит по-русски, но делает грамматические ошибки, то есть работать надо именно над грамматикой и орфографией?

Ответ
Может это упоминалось, но почему вы выбрали этот метод и как долго по нему работаете?

Ответ
Как осуществляется работа с родителями в рамках метода?
Ответ
Сессия 2. Чанты на уроках РКИ
Виктория Низенков
Дополнительные чанты, которые создали во время и после мастерской.

На предложный падеж:
(1) Где моя кошка? Где она? Где?
(2) Может, на кухне? Может, в реке?
(3) Может, на дереве или в траве?
(4) Может, в коробке? Она на столе!
(Виктория Низенков)
...
(3) Может, на стуле, на дереве, где?
(4) Вот же она! Она на столе!
(Карина Нольте)
Еще вариант чанта на творительный падеж:
Притворился лев слоном
Лев слоном. Кем? Слоном!
Притворился мишка львом
Мишка львом. Кем? Львом!

Автор: Irina Tyugina
Вариант чанта на спряжение глаголов:
В школу каждый день хожу
И с ребятами дружу.
В школу я сейчас иду
И портфель в руке держу.

Автор: Natasha Wood
Сессия 3. Фонетические и лексические игры на первых уроках РКИ (на примере работы с китайскими школьниками)
Лина Ковалевская
Собраны ли игры в какой-то сборник? Где его можно приобрести?
Ответ
Пожалуйста, продублируйте ссылки на рабочие листы “образование на русском”
Ответ
Вопросы дисциплины на уроке, что делать, если студенты не включают камеру, не хотят играть?
Ответ
Что делать, если студенты не могут выйти из игры? 
Ответ
С какого возраста можно играть в эти игры?
Ответ
Сколько по времени длится урок, что вы еще успеваете, кроме игр? 
Ответ
Лина, скажите, пожалуйста, для какого уровня эта игра про музей? И как вы объясняете правила?(без языка - посредника?)
Ответ
Как вы играете в крокодил онлайн, когда надо объяснить слово? Как показать список слов, который нельзя использовать при объяснении слова?
Ответ
Сессия 4. Работа над программой онлайн-курса "Русский как иностранный для детей" - первый год (4-5 лет)
Лариса Широбокова
Сколько по времени длится урок с маленькими детьми?
Продолжительность занятий зависит от готовности ребенка к онлайн обучению. Мы начинаем с 30 минут. Когда я и мама видим, что ребёнок / дети готовы заниматься дольше, занятия проводятся от 45 до 60 минут.
Как отрабатывается "Мне грустно/весело"?
Категория состояния (чувства, эмоции) отрабатывается с помощью пиктограмм и на примере разных ситуаций. Я подбираю понятные для детей картинки/рисунки (например, собака сидит под дождём и грустит), даю фразы-шаблоны: Привет. Я собака. Мне грустно. Мне холодно. Дети повторяют эти слова уже на примере других рисунков.
Если у 4-летки русский исключительно в пассиве и если ребёнок выраженный интроверт, контактирует только с мамой (не говорит на нем даже с мамой, но понимает), какие приемы используете?
Начинайте играть с мамой. Ребёнок должен увидеть, что у мамы с этой незнакомой тётей - учительницей доверительные отношения. Для формирования чувства доверия важно, чтобы мама проявляла свой интерес, чувства и эмоции на занятии. Мама на занятии – не зритель, она принимает активное участие: повторяет за педагогом фразы, ведёт диалог с ребёнком с помощью тех фраз, которые слышит от учитлея. Благодаря этому, ребёнок наблюдает за мамой и подражает ей, чувствует безопасность и поддержку с её стороны. Очень важны предварительные беседы с мамами.
Расскажите в какой программе работаете и какую платформу используете для онлайн уроков?
Я провожу занятия на платформе zoom, все уроки создаю в PowerPoint.
Поделитесь, пожалуйста, ссылками на видео, которые вы показывали во время презентации. Особенно интересует название видео про погоду или как его найти.
(3) Детский прогноз погоды. - YouTube (Детский прогноз погоды - Новый проект телеканала ТВК - Семейная суббота и прогноз погоды в нем от самых маленьких красноярцев)
Погода | Учим слова вместе! | Русский | Пинкфонг Песни для Детей
Расскажите, как вы работаете со сценариями Ульевой и как точно называется ее книга?
Ульева Елена Александровна Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2-6 лет. В этой книге есть готовые сценарии сказок-полилогов. Я адаптирую их под темы своих занятий.
На каждом уроке своя история или одна сюжетная линия на весь курс?
В этом году я работала по разным историям, хотя на нескольких занятиях появлялся один и тот же персонаж. Сейчас работаю над созданием персонажа и одной сюжетной линии. Но мы должны понимать, что 4-5-летки предпочитают разные истории, они остро реагируют на повторы одних и тех же тем, быстро устают от однотипных картинок Поэтому в любом случае разные истории в программе будут присутствовать - другой вопрос, как гармонично всё это связать и выстроить в единую линию.
Ваша программа подходит только для онлайн уроков или ее легко можно перенести в офлайн?
Да, при желании можно перенести в оффлайн и успешно заниматься с детьми 3-4 лет.
Что дальше? Какие пособия планируете брать с этими малышами?
Следующий этап - это курс “Путешествуем вместе: острова и животные” (CLIL) и  “Сорока 1” Марианны Авери.
Запланировано ли обучение чтению?

Второй год обучения - это начало работы над чтением. Буду готовить детей к началу работы по учебнику “Сорока 1”.

А родители с детьми на занятии или дети отдельно? Должны родители сидеть возле детей во время урока онлайн?

Первые 10 занятий родители сидят/находятся рядом. Я наблюдаю за каждым ребёнком, бывает, что в какой-то момент прошу мам оставлять детей одних. 
Все дети разные, и очень по-разному происходит взаимодействие ребёнка и мамы. Есть дети, которым обязательно нужно делиться с мамой своими эмоциями, словами, фразами, которые он выучил, услышал от учителя, они ищут взглядом одобрение мамы.
 Есть дети, которым присутствие мамы начинает мешать: сковывает ребенка, он боится ошибиться, сказать что-то лишнее, боится прыгнуть, танцевать, следит за реакцией мамы…… В таких ситуациях я прошу мам оставить ребенка одного - сразу же получаю нового активного ученика.


Вопросы?
Обращайтесь к нам: rki.masterskaya@gmail.com

© All Right Reserved. Онлайн-мастерская РКИ детям "Первые шаги"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website